Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 25 ноября 2017 года, 09:59

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Деловая практика

№ 23 (337) Туризмот 08/06/04 (Деловая практика)

Человекочасы, килокалории, а может быть просто дата...

Можно ли измерить продолжительность проверки в «сгоревших» нервных окончаниях?

Дмитрий Михайленко
Специально для «Юридической практики»

Для всякого предприятия, находящегося в процессе налоговой проверки, актуальным является вопрос: когда можно подойти к инспектору с деликатной просьбой… «закругляться».

Как известно, определенную гарантию по части продолжительности налоговых проверок дает постановление КМУ от 29 января 1999 года № 112, ограничивающее длительность плановой проверки 30 рабочими днями. Но эта норма касается лишь субъектов с годовым валовым доходом менее 20 млн грн.

У более крупных предприятий в прежние времена был шанс спровадить проверяющих благодаря почившему ныне Закону «О предприятиях на Украине». Статья 32 этого Закона наделяла предприятие правом получить информацию о результатах проверки в течение 30 дней с момента ее начала. Причем, по мнению некоторых специалистов, документом, содержащим такую информацию, должен быть акт проверки. И где же как не в нем отражаются результаты?

Во всяком случае необходимость предоставления такой информации могла дисциплинировать налоговиков, дать почувствовать, что в процессе проверки у них есть не только права, но и обязанности.

Однако с 1 января 2004 года Закон «О предприятиях на Украине» утратил силу, а описанное выше право на получение информации в статье 19 Хозяйственного кодекса Украины (ХК) легким движением руки сведено на нет: информацию о проверке можно требовать только через 30 дней после ее окончания. Разница, как говорится, небольшая, но существенная.

Так что сейчас для крупных предприятий единственными документами, по которым можно прогнозировать дату окончания проверки, являются:

— удостоверение на проверку (там есть строка «действительно до…»);

— журнал регистрации проверок (графа 8 — дата окончания проверки).

Правда, современные проверяющие подчас определяют срок проверки в человекочасах. Разумеется, это еще больше дезориентирует проверяемых: они же не имеют представления, как эти самые человекочасы считаются, соответственно, когда они истекут — через месяц или через несколько лет. На этом фоне обещание предоставить информацию через месяц после наступления неведомой даты выглядит просто смехотворно.

Наверное, следующим шагом налоговиков будет определение продолжительности проверки в мегаджоулях — энергии, потраченной проверяющими. Или, скажем, в килокалориях.

Правда, определенные возможности побороться с налоговиками предоставляет порядок заполнения журнала регистрации проверок. В Указе «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» закреплено: «Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности ведение журналов посещения их, а также их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки».

Положения Указа получили развитие в Порядке ведения Журнала регистрации проверок, утвержденном приказом Госкомпредпринимательства от 10 августа 1998 года № 18. В графе 8 Журнала требуется указывать именно дату окончания проверки, а не человекочасы. Напомним, что современный ГК разграничивает понятия «срок» (период времени, измеряемый годами, месяцами, неделями, днями и часами; заметьте, не человекочасами и без каких-либо «и т.п.» в конце цитаты) и «термин» (указание на дату или событие, которое неизбежно должно наступить).

В более ранних нормативных актах, Указе и Порядке, это разграничение не нашло отражения, поэтому Указ говорит о сроке, а Порядок — о дате. Это, однако, не имеет значения для наших целей: ведь человекочасы не вписываются в обе эти категории.

Важно и то, что Порядок обязывает заполнять журнал не о проверяемой, а о проверяющей стороне: «Представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись».

Значит, если проверяющий не заполняет графу 8 журнала или заполняет ее неправильно (без указания календарной даты), то он нарушает процедуру проведения проверки. Соответственно можно ставить вопрос о его недопуске.

Строго говоря, Указ позволяет не допускать к проверке налоговиков, если они не расписываются в журнале. Однако, по нашему мнению, эту норму нельзя трактовать буквально, в том смысле, что все прочие безобразия с журналом проверки можно творить безнаказанно. Поэтому, на наш взгляд, оговорку, касающуюся подписи в журнале, следует понимать несколько шире: как исполнение проверяющим всего комплекса обязанностей в связи с заполнением журнала проверки. Только после надлежащего совершения всех описанных действий проверяющий может быть допущен к проверке.

В документах самой ГНАУ мы тоже можем прочесть о недопустимости определения срока проверки в человекочасах. Возьмем, например, Порядок взаимодействия между подразделениями органов налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц (утвержден приказом ГНАУ от 1 апреля 2004 года № 187). В нем описан порядок заполнения удостоверения, необходимого для проведения проверки, а также журнала регистрации удостоверений, который ведут сами налоговики: «В журнале и удостоверении в обязательном порядке указывается тип организованной проверки (плановая или внеплановая), основания для ее проведения (часть и пункт Указа Президента Украины от 23 июля 1998 года № 817 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности»), дата ее начала и продолжительность проведения (указывается количество рабочих дней, запланированных в плане-графике)».

Как видим, даже во внутренних документах налоговиков не упоминаются человекочасы.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА