Проблемы идентификации верующих — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №18 (332) » Проблемы идентификации верующих

Проблемы идентификации верующих

Закон Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» (Закон о Государственном реестре) от 22 декабря 1994 года создал в нашей стране ранее не существовавший единый реестр физических лиц. Согласно этому Закону, в Государственном реестре осуществляется регистрация физического лица с одновременным присвоением ему идентификационного номера. Процесс «кодификации» населения Украины непосредственно затрагивает политическую и хозяйственную деятельность граждан. При этом игнорируются реальные альтернативные варианты осуществления функций государственной регуляции и контроля в этих сферах. Государственная власть, декларируя стремление к новым политическим стандартам и демонстрируя решительность претворять их в жизнь, должна ответственно относиться к индивидуальности каждого гражданина Украины.

Суть проблемы

Эту проблему законодатели постарались урегулировать путем внесения изменений в законодательство, указав в части 2 статьи 1 Закона о Государственном реестре, что для лиц, из-за своих религиозных или других убеждений отказывающихся от принятия идентификационного номера и официально уведомляющих об этом соответствующие государственные органы, сохраняются ранее установленные формы оплаты налогов и других обязательных платежей. В паспортах этих лиц делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи без идентификационного номера. При этом информация об этих лицах не вносится в Государственный реестр.

Заметим, что в Законе не указывается, каким именно способом (письмом, заявлением) и какие государственные органы нужно уведомить о своем отказе. Если учесть, что такие номера присваиваются налоговыми органами, то почему они прямо не названы в Законе, а указываются абстрактные «соответствующие государственные органы»? Вряд ли следует ожидать облегчения от таких «совершенных» норм Закона.

Следствием неурегулированности стал ответ Государственной налоговой администрации Украины на многочисленные запросы государственных налоговых администраций относительно применения в работе положений вышеуказанного Закона. В нем сообщается, что действительно в паспортах граждан, отказавшихся принимать номера, должна быть отметка о наличии у них права осуществлять любые расчеты без идентификационного номера, но механизм реализации Закона не определен. Значит, налоговые органы «самоустраняются» от проставления таких отметок в паспортах.

Через год, 28 января 2000 года, в своих письмах та же ГНА Украины хоть и не решила проблемы верующих, но все-таки подсластила их пилюлю, указывая, что «ГНА Украины разрабатывает нормативные документы по внедрению альтернативной формы учета граждан, из-за своих религиозных или других убеждений отказывающихся от принятия идентификационного номера».

В 2002 году, спустя 8 лет после вступления Закона в действие, ситуация не изменилась ни на йоту. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме от 8 мая 2003 года повторяет слова налоговых органов о том, что механизм реализации Закона еще не определен. При этом указывает, что просит осуществлять регистрацию физических лиц, желающих осуществлять свою деятельность как субъекты предпринимательской деятельности, без предоставления при этом идентификационного номера.

Регистрация предпринимателей

Налоговые органы вместо того, чтобы упростить ситуацию, решили усложнить ее. Так, проблемы ожидали тех, кто регистрировался как частные предприниматели. Им было отказано в выдаче свидетельства на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку они не предоставили копию справки о присвоении им идентификационного номера. При этом налоговые органы на письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 22 октября 2003 года дали следующий ответ: согласно статье 24 Конституции Украины, граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам. Согласно пункту 9 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением КМУ от 25 мая 1998 года № 740, граждане, намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для регистрации представляют копию справки о присвоении идентификационного номера физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей. Поскольку никаких изменений ни в Гражданский кодекс, ни в Хозяйственный, ни в вышеуказанное постановление КМУ в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» не вносилось, лицо, намеренное осуществлять предпринимательскую деятельность, соответственно должно предъявить карточку (справку) или ее копию о присвоении идентификационного номера, а именно — о включении в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей.

Следовательно, государственные органы, с одной стороны, гарантируют право осуществлять свою деятельность, в том числе и хозяйственную, без идентификационного номера, но с другой — до сих пор не урегулировали механизм введения в действие некоторых норм Закона.

А можно ли отказаться?

Православные верующие в письменном виде обращались в налоговые инспекции по месту своего проживания с заявлениями-отказами от идентификационных номеров, прилагая документы, подтверждающие невозможность их получения.

Но ответ налоговых был еще проще — отказ. Вспоминается принцесса из сказки «Двенадцать месяцев», которая избрала слово «казнить», потому что оно короче, чем «помиловать». Так и в этой ситуации.

Государственные налоговые инспекции свой отказ мотивируют тем, что конституционные нормы не предусматривают распределения на тех, кто исполняет Закон и регистрируется в Государственном реестре, и тех, кто отказывается от этого. Это означает, что предоставление определенных привилегий отдельным категориям в зависимости от их отношения к религии противоречит статьям 24 и 35 Конституции Украины, где указано, что граждане не могут иметь никаких привилегий по признаку религиозных убеждений и никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных убеждений. Опровержением такого подхода является альтернативная военная служба.

Кроме того, налоговики указывают, что согласно статье 1 Закона о Государственном реестре, в паспорта лиц, из-за своих религиозных убеждений отказывающихся от принятия идентификационного номера, вносятся отметки, а это фактически противоречит статье 4 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Эта статья гласит, что в официальных документах отношение гражданина к религии не указывается, а наличие отметки в паспорте лица будет косвенно свидетельствовать о его религиозных убеждениях. Все записи, вносимые в паспорт гражданина, регламентируются Положением «О паспорте гражданина Украины» от 2 сентября 1993 года и соответствующими инструкциями. Поскольку отметка о наличии у гражданина, который в силу своих религиозных или иных убеждений отказывается от принятия идентификационного кода, не предусмотрена ни вышеуказанным положением, ни инструкциями, то необходимо сначала внести изменения в эти документы.

Отказ лицам, получившим такие номера, но в силу своих убеждений потом отказавшимся от их использования, имеет следующую логику. Согласно статье 58 Конституции Украины, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Уплата налогов не относится к ответственности лица, а является его конституционным долгом. Поэтому лицо может отказаться от принятия номера, а отказаться от ранее присвоенного номера оно не может, поскольку закон не имеет обратного действия во времени.

При единодушном отказе всех налоговых органов единственным выходом из этой ситуации было обращение в суды с целью признания таких отказов незаконными. Судьи оказались мудрецами и спасли ситуацию. Руководствуясь Законом и внесенными в него изменениями, они принимают решения, обязывающие местные государственные налоговые инспекции ставить в паспортах граждан Украины так необходимые тем отметки. Только после этого руководители некоторых налоговых инспекций наконец совершили требуемые действия, указывая, что гражданин имеет право осуществлять любые платежи без идентификационного номера согласно решению суда.

Найдя такое решение проблемы, граждане стали регулярно обращаться в суд. Однако наши суды не настолько свободны, чтобы рассматривать и без того простой и понятный спор. Да и какой тут спор? Понятно, что и налоговой, и физическому лицу необходимо просто формальное решение суда.

Как открыть счет

Но на этом проблемы не кончаются. Большой сюрприз ожидал тех лиц, которые отказались принимать идентификационные номера и все-таки вынуждены были открывать счета в банках, например, для начисления и выдачи им заработной платы. Коммерческие банки отказались открывать счета и производить платежи на следующих основаниях. Инструкцией Национального банка Украины «Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте», утвержденной постановлением Правления НБУ Украины от 12 ноября 2003 года, предусмотрено, что в случае открытия всех видов счетов лицо должно предоставить документы, являющиеся основанием для открытия счетов физическим лицам, — паспорт или заменяющий его документ. Физические лица-резиденты, кроме того, дополнительно должны предъявить документ, выданный органом государственной налоговой службы и подтверждающий присвоение лицу идентификационного номера налогоплательщика. Если счет открывает физическое лицо-резидент, в силу своих религиозных или других убеждений отказывающееся от принятия идентификационного номера и официально уведомляющее об этом соответствующие государственные органы, в паспорте которого сделана отметка о праве совершать любые платежи без идентификационного номера, то документ, подтверждающий присвоение идентификационного номера налогоплательщика, не требуется, а уполномоченный работник банка в присутствии физического лица, открывающего счет, делает копию страницы его паспорта с такой отметкой. Эта копия сохраняется в деле о юридическом оформлении счета.

Но поскольку у физического лица нет такой отметки в паспорте, то оно не совершает никаких действий по открытию счетов. При этом работники в течение длительного времени, пока они не получат решения суда, в соответствии с которым налоговые внесут отметку в паспорт, остаются без средств к существованию, что опять же противоречит статье 43 Конституции Украины, указывающей, что каждый имеет право на заработную плату, а право на своевременное получение оплаты за труд защищается законом.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Корпоративное поглощение по-украински

Государственная практика

Кодификация + унификация = …

Деловая практика

И себе выгодно, и за державу не обидно: основные фонды

Законодательная практика

Проблемы идентификации верующих

Неделя права

О судебной системе из первых уст

Свобода слова по-европейски

INTA 2004 — событие в мире интеллектуальной собственности

Как поглощать компании

Сколько стоит нематериальный актив: стратегические аспекты

Новости делового мира

Новые бланки госрегистрации

Плательщикам пенсионного сбора

Доверенность на представительство интересов

О дарителях и договоре найма

Новости законотворчества

Численность нотариусов увеличена

Стоимость экспертизы изменилась

Использование исполнительного сбора

Регистрация предпринимателей-иностранцев

Новости из-за рубежа

Налоговые льготы Сингапура зарубежным юристам

Очередной иск против Google

Майкл Джексон подстраховался

Новости профессии

Создана Экспертная группа по подготовке международных договоров Украины

КСУ разберется с минимальной зарплатой

Правовой комитет открыл свой сайт

Генпрокурор озабочен нарушениями в сфере ВЭД

Новости юридических фирм

Собрание партнеров адвокатской компании «Арцингер и партнеры»

«Правовое содействие» способствует развитию малого и среднего бизнеса

Фирма «Магистр & Партнеры» участвовала в международной конференции

Репортаж

Бенефис профессионалов юриспруденции

Судебная практика

Разрешение споров о возмещении убытков требует от суда четкого выяснения ряда обстоятельств

ГПК Украины четко устанавливает основания для закрытия производства по делу

Заказчик должен оплатить работы по разработке сайта, выполненные должным образом

Штраф без оснований незаконен

Решения органов управления хозяйственного общества не могут быть отождествлены со сделкой

Предоставление услуг связи с помощью IP-телефонии подлежит лицензированию

Тема номера

Юридическая сила электронной подписи

Трибуна

Если есть сомнения — помоги уйти

Правовые последствия индоссамента

Частная практика

Стать адвокатом будет не только сложнее, но и дороже

Юридический форум

ГСА дружит со СМИ

Военная юстиция бьет в набат

Клиники — дело полезное и нужное

Інші новини

PRAVO.UA