Защита знаков в Интернете: позиция ВОИС — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (301) » Защита знаков в Интернете: позиция ВОИС

Защита знаков в Интернете: позиция ВОИС

До недавнего времени перед владельцем знака, желавшим обзавестись соответствующим адресным наименованием, стояла дилемма: кому платить — киберзахватчику или своему поверенному. Сегодня у владельцев знаков появился новый вариант быстрого решения этой проблемы с минимальными затратами.

Желающий воспользоваться арбитражной процедурой истец должен указать в своей жалобе и доказать в ходе арбитража, что: спорное адресное наименование идентично или обладает вводящим в заблуждение сходством с принадлежащим истцу знаком; обладатель адресного наименования не имеет прав или законных интересов в отношении этого наименования; адресное наименование недобросовестно регистрировалось и используется.

Согласно Единой политике урегулирования споров по поводу адресных наименований (далее — Политика), истец можетa претендовать только на передачу ему спорного наименования или на запрещение его применения (предыдущую публикацию на эту тему см. в «ЮП» № 30 (292) от 29 июля 2003 года).

Жалоба подается истцом провайдеру арбитража, а ее копия отправляется регистранту адресного наименования, именуемому «ответчик». Провайдер обязан в

течение трех дней после уплаты соответствующей пошлины направить официальное уведомление ответчику, которому предоставляется 20 дней на подачу встречных аргументов. По истечении этого срока провайдер созывает арбитраж в составе одного или трех членов (с учетом пожеланий сторон), который вправе запросить у сторон дополнительную информацию и затем рассматривать спор без их присутствия.

Решение арбитража направляется в течение 14 дней провайдеру, который в трехдневный срок отправляет его истцу, ответчику, в соответствующий регистрирующий орган и в Корпорацию по присвоению буквенно-цифровых интернет-адресов (ICANN).

Политика допускает оспаривание решения арбитража в суде. Если от ответчика поступит официальное подтверждение передачи дела в суд, регистрирующий орган сохранит статус-кво до окончания судебного рассмотрения. При отсутствии такого документа арбитраж автоматически выносит свое заключение в 10-дневный срок. В качестве условия судебного рассмотрения в жалобе следует указать соответствующую юрисдикцию по месту расположения главного офиса регистрирующего органа или по месту жительства истца.

УСЛОВИЯ АРБИТРАЖА

В ходе арбитража подлежат рассмотрению как фактические, так и правовые аспекты спорного дела.

Прежде всего надлежит установить владельца права на адресное наименование. Истец обязан доказать, что именно он, а не ответчик, обладает такими правами. В качестве подтверждения арбитражный суд должен убедиться, что истец зарегистрировал и использовал сходный с адресным наименованием товарный знак.

Аналогичным образом будут оцениваться права обладателя адресного наименования. Если до возбуждения дела ответчик использовал знак или осуществлял очевидную подготовку к применению адресного наименования в виде предложения своих товаров или услуг, ему удастся отстоять свои права, даже если он еще не обрел прав на используемый в адресном наименовании знак.

Любые признаки недобросовестной регистрации или недобросовестного использования адресного наименования становятся серьезным препятствием для отстаивания прав в соответствии с Политикой.

Показателями недобросовестных действий являются: 1) обстоятельства, указывающие на приобретение ответчиком адресного наименования для продажи, сдачи его в аренду или иной формы передачи истцу либо его конкуренту за вознаграждение, существенно превышающее регистрационный взнос; 2) доказательства регистрации ответчиком адресного наименования с целью помешать использованию истцом товарного знака в соответствующем адресном наименовании; 3) доказательства регистрации адресного наименования ответчиком с целью подрыва бизнеса истца; 4) намерение ответчика применить адресное наименование для привлечения внимания пользователей Интернета к своему web-сайту, с помощью сходства адресного наименования с товарным знаком истца.

По мнению ICANN, недобросовестность действий ответчика не ограничивается перечисленными признаками и должна определяться отдельно по каждому конкретному случаю. В свою очередь ответчик вправе предъявить доказательства своего добросовестного использования адресного наименования, например, его некоммерческого применения или добросовестного использования без введения в заблуждение потребителей и нанесения ущерба репутации знака.

При проведении информационного поиска важно различать наименования сетевых адресов и товарные знаки, потенциальную возможность конфликта между этими объектами интеллектуальной собственности и новые способы их урегулирования.

СТРУКТУРА АДРЕСНОГО НАИМЕНОВАНИЯ

Адресное наименование является уникальным средством идентификации местонахождения в Интернете компьютера или реализованного на нем сайта. В действительности оно идентифицируется последовательностью цифр, именуемых «протокольный адрес Интернета» (IP address). Однако ввиду трудности восприятия чисел, «адрес ай-пи» конвертируется в буквенно-числовой код, известный как адресное наименование (domani name).

Адресное название обычно состоит из разделенных точкой наименований второго (SLD) и верхнего (TLD) уровней. Именам сайтов Всемирной паутины предшествует приставка www. Наименование второго уровня обычно определяется его владельцем. Оно может быть фирменным, например, Microsoft или Coca-Cola.

Наименования верхнего уровня подразделяются на родовые (TLD) и национальные (cc Tld) с кодом страны, регулирующим использование данного адреса (например, CN для Китая). В число родовых наименований входят: com (коммерческая организация), org (бесприбыльная организация), net (сетевой шлюз или хост), gov (правительственный орган). Наименование верхнего уровня может быть представлено также сочетанием родового и национального наименований типа cipa.org.uk. Обычно предпочтение отдают родовым наименованиям, особенно com, поскольку они обеспечивают глобальное представительство в Сети.

Адресные названия регистрируются по принципу «первым пришел — первым обслужен». Управление этим процессом осуществляется Корпорацией по присвоению буквенно-числовых интернет-адресов (ICANN), под эгидой которой функционирует в разных странах более сотни аккредитованных коммерческих регистраторов. Каждая страна располагает регистратором национального наименования, соответствующего коду данной страны.

ПРИРОДА СТОЛКНОВЕНИЯ АДРЕСОВ И ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Осуществляемая через Интернет электронная торговля нуждается в рекламе, для чего в состав адресных наименований часто включают фирменные наименования либо используют адресные названия в качестве товарных знаков. Между тем в системах товарных знаков и адресных названий можно выделить три главных различия.

В системе адресных наименований не применяется понятие «сходство, способное привести к смешению», из-за чего допускается регистрация минимально различных наименований, например, «topcompany.com» и «top-company.com». Применительно к данной системе не используют классификацию товаров и услуг. В результате идентичные знаки могут в реестре сосуществовать, если используются для обозначения разных товаров или услуг.

Не признает национальных границ система адресных наименований. Родовые и национальные наименования верхнего уровня могут быть зарегистрированы компаниями любой страны, что обеспечивает возможность обращения к ним из других стран. В результате неизбежно столкновение компаний, владеющих идентичными знаками в пределах разных юрисдикций, в стремлении получить адресное наименование общемирового значения с включением в него своего товарного знака.

Таким образом, зарегистрировавшая свой товарный знак компания автоматически не обретает права на соответствующее адресное наименование, оно может стать собственностью другого лица, зарегистрировавшего его первым. Однако причиной спора часто становятся случаи недобросовестной регистрации адресных наименований, содержащих чужие названия фирм и товарные знаки, с целью последующей продажи адресов обладателям знаков.

ЕДИНАЯ ПОЛИТИКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

Рассматриваемая Политика одобрена Корпорацией ICANN в августе 1999 года и положительно воспринята всеми регистраторами адресных наименований. Она применяется только к родовым адресным наименованиям верхнего уровня (g TLD) и тем национальным наименованиям (cc TLD), чьи администраторы согласились присоединиться к этой политике.

Единственной компенсацией, на которую может рассчитывать истец в соответствии с данной политикой, является запрет на использование адресного наименования либо передача его истцу. Еще при регистрации адреса его будущий владелец соглашается с рядом условий, главное — предоставление регистратору права передачи наименования истцу, доказавшему, что: 1) наименование обладает вводящим в заблуждение сходством с принадлежащим ему товарным знаком; 2) владелец наименования не имеет законных прав на него; 3) наименование регистрировалось и использовалось с недобросовестными намерениями.

Показателем недобросовестных намерений является факт регистрации наименования для продажи, сдачи в аренду или иной формы передачи владеющему товарным знаком истцу или конкуренту истца; помех в использовании знака его владельцем в своем адресном наименовании; подрыва предпринимательства конкурента; переманивания в коммерческих целях на свой сайт пользователей Интернета с помощью чужого товарного знака.

Наличие у владельцев законных прав на адресное наименование подтверждается, если: использование или подготовка к добросовестному коммерческому его использованию имели место до подачи иска; владелец адреса был благодаря ему хорошо известен, даже не обладая правами на товарный знак; владелец адреса осуществлял его законное некоммерческое или добросовестное использование в коммерческих целях без намерения ввести в заблуждение потребителей или опорочить данный товарный знак.

Иск о рассмотрении спора может быть подан любому из ныне действующих четырех провайдеров соответствующей услуги: в ВОИС, Национальный арбитражный форум (NAF), Консорциум урегулирования споров (DeC) и Институт урегулирования споров (CPR). Последние три организации находятся в США.

Порядок подачи иска изложен на сайте по адресу: http://www.arbiter.wipo.int. Истец должен: идентифицировать стороны и являющиеся предметом спора адресные наименования и товарные знаки, изложить законные основания, доказательства и требования компенсации (передача или запрет использования адресного наименования); указать желательный численный состав арбитража (влияющий на размер взимаемой пошлины); представить в ВОИС соответствующие исковые документы в электронном формате в сопровождении четырех бумажных копий, направленных регистратору и ответчику; уплатить в ВОИС пошлину в размере 1000–3500 долларов (в зависимости от числа рассматриваемых адресных наименований и состава членов арбитража).

На рассмотрение спора отводится 50-60 дней. Процедура рассмотрения включает: проверку жалобы, извещение ответчика, ожидание его реакции, назначение административного арбитража, принятие решения, передачу решения сторонам и его исполнение.

В мае этого года Арбитражный центр ВОИС (Женева) получил 5000-й спор в отношении названия домена для рассмотрения в рамках Единой процедуры урегулирования споров в области названий доменов (ЕПУС) — английский футбольный клуб Tottenham Hotspur начал процедуру с целью восстановления своей самобытности в Интернете, присвоенной киберсквоттером. Кроме 5000 споров, поданных на рассмотрение в рамках ЕПУС, в соответствии со специальной Политикой Центр рассмотрел 15 500 споров по киберзахвату, что в целом составило 20 511 спор, представленный на урегулирование в ВОИС. Интересно, что первый спор в отношении названия домена (1999 год) был представлен и выигран другой спортивной организацией — Всемирной федерацией борьбы.

Недавно немецкий автопроизводитель Porsche по результатам рассмотрения дела в арбитражном центре ВОИС получил права сразу на шесть доменов, содержащих в своем наименовании товарный знак концерна.

В качестве аргумента против кибер-сквоттера было использование им доменов с коммерческой целью, что по правилам процедуры UDRP — один из признаков недобросовестного использования.

Кроме того, в последнее время наметилась тенденция отождествления арбитрами имени известного человека с товарным знаком. Истец Christopher Trotman Nixon известный как Tror Nixon (из Boston Red Sox) был недоволен содержанием сайта trotnіxon.com и просил арбитров передать указанный домен ему. Арбитр счел, что в данном случае имя спортсмена достаточно известно, чтобы предоставить ему правовую защиту, аналогичную товарному знаку.

Исходя из вышеизложенного можно посоветовать владельцам товарных знаков и адресных наименований своевременно заявлять свои товарные знаки и регистрировать их в качестве адресных наименований, осуществлять контроль за регистрацией адресных наименований третьими лицами для своевременного выявления киберзахватчиков, а выявив их, подавать иск в соответствии с изложенной выше процедурой.

АНДРОЩУК Геннадий — главный консультант Комитета по вопросам науки и образования Верховного Совета Украины, г. Киев.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Таможенная дисциплина

Деловая практика

Как возместить излишне уплаченные суммы НДС

Законодательная практика

Юристы критикуют Закон

Законопроект

Судьи осудили поведение коллеги

Рекламе показали язык!

Зарубежная практика

IBA 2003 года: однажды в Америке…

Сенаторы лезут в карманы юристов

Неделя права

«Временное» финансирование судов

$ 9 436 млрд : 0 — в пользу Украины!

Уменьшают полномочия правоохранителей?

Инструкция «О подоходном налоге с граждан» остается без изменений

Высший Совет юстиции расширяет свои полномочия

ГПК готов ко второму чтению

Новости законодательства

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС НУЖДАЕТСЯ В ПОПРАВКАХ

УЧРЕЖДЕНИЕ ИНФОРМАГЕНТСТВ

ЗАКУПКИ ЗА ГОССРЕДСТВА ТРЕБУЮТ ОБЕСПЕЧЕНИЙ

Новости профессии

ДОПРОСЫ ПО ДЕЛУ ЛАЗАРЕНКО

ГЕНПРОКУРОР ОТБЫВАЕТ В ШВЕЙЦАРИЮ

ГЕНПРОКУРАТУРА ОБЖАЛУЕТ РЕШЕНИЕ СУДА

СУДЕБНАЯ ПОБЕДА ЗАО «САРМАТ»

Новости юридических фирм

КИЕВСКИЙ ОФИС ALTHEIMER & GRAY ПЕРЕЙДЕТ К CHADBOURNE & PARKE?

«ЮРИДИЧЕСКОЕ БЮРО ПИСАРЕНКО» УЧАСТВУЕТ В СЕМИНАРЕ

«ЮКОН» УВЕЛИЧИВАЕТ КОЛИЧЕСТВО ДЕПАРТАМЕНТОВ

Первая полоса

Что имеем — не храним...

Защита знаков в Интернете: позиция ВОИС

Судебная практика

Об отказе суда в принятии кассационной жалобы

Взыскание убытков от недобросовестной конкуренции

О возникновении обязательств по уплате НДС

Тема номера

Проблемы совершенствования и практика реализации

Трибуна

Перерыв срока исковой давности

Частная практика

Корпоративные принципы расскажут о многом

Юридический форум

Знание своих прав — основа защиты

Ведущие юридические фирмы: готовятся данные 2003 года

Искусство объединяет юристов

Інші новини

PRAVO.UA