Napster и RIAA: новая стратегия — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (303) » Napster и RIAA: новая стратегия

Napster и RIAA: новая стратегия

В мае 1999 года 19-летний Шон Феннинг и его 20-летний приятель Шон Паркер придумали технологию передачи файлов по схеме, названной ими peer-to-peer (Р2Р). 1 июня 1999 года Шон Феннинг представил бета-версию Napster — программной оболочки, использующей технологию Р2Р, посредством которой меломаны со всего мира получили возможность свободно обмениваться музыкальными композициями, в том числе и защищенными авторским правом. Популярность этого сервиса была просто ошеломляющей — первые 9 миллионов клиентов Napster сумела собрать всего за 6 месяцев. (Знаменитой America Online (AOL) на это понадобилось 12 лет!!!)

«NAPSTER ПОТВОРСТВУЕТ ПИРАТСТВУ»

Как и следовало ожидать, 99 % музыки, бесплатно скачиваемой пользователями музыкального сервиса Napster, было защищено копирайтом. Это нарушало авторские права владельцев композиций, поэтому суды стали повседневной реальностью для Napster на протяжении всей истории существования этой компании.

В декабре 1999 года гиганты музыкальной индустрии — Sony, Bertelsmann, Universal, EMI и Warner подали против Napster иск о нарушении авторских прав. Защищающая их права Американская Ассоциация Звукозаписывающей Промышленности — RIAA (Recording Industry Association of America) добивалась запрета деятельности Napster.

Точка зрения RIAA, которую озвучила представляющая ее интересы адвокат Кэри Шерман, категорична: «Napster потворствует пиратству».

В начале мая 2000 года судья Мэрелин Холл Пэтл признала несостоятельным главный аргумент, на котором компания строила свою защиту: дескать, она является всего лишь поставщиком интернет-услуг и, таким образом, не может нести ответственность за действия своих пользователей.

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Если бы дело по-прежнему оставалось в руках его создателей, то, вполне возможно, что Napster была бы уже закрыта. Ведь у Феннинга и Паркера не хватало денег на приличных адвокатов.

И вот в июне 2000-го под флаги Napster был призван американский адвокат Дэвид Бойес — один из триумфаторов на процессе Соединенные Штаты против Microsoft, представлявший государственное обвинение. Дэвид Бойес полностью перестроил стратегию защиты Napster, перейдя от пассивного сопротивления к агрессивной обороне. В интервью журналу Wired он весьма убедительно обрисовал перспективы и цели звукозаписывающих компаний в их судебной борьбе против Napster: «Они хотят закрыть эту службу, чтобы присвоить уникальную технологию и предоставлять точно такой же сервис, только под своей маркой».

Один из центральных аргументов Бойеса: пользователи Napster не делают ничего противозаконного. По закону США об аудиозаписи в домашних условиях (принят в 1992 году), каждый американец имеет право копировать песни для личного некоммерческого использования. К примеру, ему не возбраняется переписать содержимое компакт-диска на кассету, чтобы затем слушать в машине. По мнению Бойеса, пользователи Napster целиком защищены вышеупомянутым законом, поскольку копируют файлы для себя, не с целью последующей продажи. (Оппоненты из RIAA считают, что этот закон не распространяется на случаи копирования с помощью компьютеров.)

Бойес также постарался перевести проблему в исторический аспект, представив ее как извечное противостояние старого и нового. Претензии гигантов музыкальной индустрии он объясняет почти бессознательным инстинктом, который уже не в первый раз заставляет их становиться на пути революционных технологий.

Так было, например, в 1908 году, когда представители звукозаписывающих компаний обратились в Верховный суд США с заявлением о нарушении их прав при создании роликов для механических пианино. Или вспомним процесс 1984 года, когда ряд киностудий безуспешно пытались в судебном порядке запретить компании Sony продавать видеомагнитофоны. Во всем этом есть определенная система, утверждает защитник Napster: сначала владельцы авторских прав протестуют против новых технологий, а в результате — как было в случае с киностудиями и видеокассетами — с их помощью получают еще большие прибыли.

Дэвид Бойес оказался прав: желание звукозаписывающих компаний предложить уже существующий сервис Napster под собственной маркой пересилило призрачные надежды на выигрыш в суде. Европейский концерн Bertelsmann AG, опередив своих американских коллег из RIAA, заключил с Napster сепаратный мир.

NAPSTER ОТКЛЮЧЕН…

Перевес был на стороне RIAA. В июле 2001 года судья Мэрелин Пэтл вынесла решение, что файлообменная система Napster должна оставаться отключенной до тех пор, пока не будут представлены доказательства возможности эффективной блокировки распространения пиратских записей.

Работа некогда популярной файлообменной сети была полностью прекращена.

Юристы компании обжаловали это решение в Федеральном апелляционном суде, который удовлетворил их жалобу. Впрочем, Napster хотя и приветствовала решение по своей апелляции, но не сообщила ничего о «включении» бесплатной обменной службы и начала подготовку к премьере подписной (платной) версии своего программного обеспечения.

Звукозаписывающие компании, как и следовало ожидать, оказались недовольны решением по апелляции. По их мнению, очевидно, что Napster не приложила всех усилий для блокировки защищенных песен, как того требует вынесенное ранее судебное решение.

NAPSTER — БАНКРОТ

В июне 2002 года компания Napster приступила к процедуре банкротства. Некогда популярная файлообменная сеть была закрыта решением суда по иску звукозаписывающих компаний. В течение последнего года самостоятельной жизни компания пыталась запустить платный онлайновый музыкальный сервис, однако так и не смогла этого сделать.

Одним из возможных покупателей Napster был медиа-гигант Bertelsmann, который поддерживал Napster финансово еще во время судебного разбирательства с Ассоциацией звукозаписывающих компаний (RIAA). В ходе обсуждения этой сделки в совете директоров Napster между акционерами компании возникли разногласия, и предложение было отклонено. В мае того же года компанию покинули исполнительный директор Конрад Хильберс и технический директор компании Шон Фэннинг. По их мнению, после провала сделки с Bertelsmann у Napster не осталось никаких перспектив.

Учитывая сложившуюся ситуацию, акционеры Napster пошли на попятный и в считанные дни дали согласие на продажу активов компании. После этого Фэннинг и Хильберс согласились вернуться.

Банкротство Napster — это заключительный этап перехода компании под управление Bertelsmann. Согласно законам США, процесс банкротства компании проходит под контролем суда. С компании была снята вся ответственность по задолженностям перед кредиторами, а после завершения процесса банкротства все активы компании планировалось продать Bertelsmann за 8 миллионов долларов. Но суд отказал Bertelsmann и, рассмотрев заявку другого претендента — софтверной компании Roxio, дал согласие на продажу Napster последней.

NAPSTER ВОЗВРАЩАЕТСЯ

С 7 октября 2003 года, Roxio — новый владелец компании Napster начал переводить своих подписчиков (музыкальный сервис Pressplay) на уже работающую платную бета-версию Napster 2.0. Roxio подписала соглашения со всеми пятью крупнейшими звукозаписывающими компаниями (Sony, Bertelsmann, Universal, EMI и Warner) и несколькими независимыми лейблами. Теперь на сайте будет представлен большой каталог музыки — более 500 тысяч композиций, и, кроме того, Napster будет работать как интернет-радиостанция.

Но на этом история противостояния RIAA и Napster не закончилась.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

ВХСУ: расширение и перестройка

Верховный Суд с автором не согласен

Деловая практика

С чего начинается бизнес?

Законодательная практика

Правовой статус Единого экономического пространства

Зарубежная практика

Адвокатское самоуправление в Англии под угрозой ликвидации?

Napster и RIAA: новая стратегия

Баскетболист намерен судиться с Coca-Cola

Комментарии и аналитика

Новеллы совместного проживания

Неделя права

Проект УПК нужно дорабатывать

Обеспечение финансирования судов

Ход судебной реформы нужно обсудить

Юристы о подоходном налоге

Статья 6 «угрожает» товарным знакам

«Воля-кабель» признала свою вину

Новости делового мира

Отчетность дочерних предприятий

Избежание двойного налогообложения

По устной декларации можно ввозить 3 тыс. долларов

Новости законодательства

Отменим особые сборы!

Льготы для ПТУ

Увеличим госпошлину?

Старым акцизным маркам — бой

Новости из-за рубежа

Снайпер невменяем?

Латвия проиграла в Европейском суде

Новости профессии

АМКУ «победил» Одесский горисполком

С терроризмом нужно бороться сообща

Министры юстиции сотрудничают

Козаченко предстанет перед судом

Минюст открыл Реестр

Новости юридических фирм

«Династия» активно участвует в адвокатской жизни

«Магистр & Партнеры» выступила юридическим партнером конференции

«Правозахист» назначена экспертом в области электроэнергетики

Новая юридическая фирма «Столичный адвокат»

«Шевченко, Дидковский и Партнеры» помогли продать бизнес-центр «Артем»

Первая полоса

Куда жаловаться на исполнителя?

Репортаж

Юристы обменялись опытом работы

Судебная практика

Коммунальная задолженность — не повод для беззакония

Исполнению подлежит лишь одно решение

Законность создания арбитражного суда должна быть доказана

Основания для неисполнения определены законом

Уведомление должно быть надлежащим

Тема номера

Категория публичного порядка в международном частном праве

Заключение и действительность арбитражного соглашения

Трибуна

Обвинительный уклон — алхимия украинского уголовного правосудия

Частная практика

Допуск Адвоката к процессу

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ. ПИСЬМО РЕДАКТОРУ:

Неправильный запрос

Юридический форум

Разрешено выуживать монетки из фонтана

Слово о банкротстве

Арбитражное разбирательство — экономия времени и денег

Інші новини

PRAVO.UA