В мае 1999 года 19-летний Шон Феннинг и его 20-летний приятель Шон Паркер придумали технологию передачи файлов по схеме, названной ими peer-to-peer (Р2Р). 1 июня 1999 года Шон Феннинг представил бета-версию Napster — программной оболочки, использующей технологию Р2Р, посредством которой меломаны со всего мира получили возможность свободно обмениваться музыкальными композициями, в том числе и защищенными авторским правом. Популярность этого сервиса была просто ошеломляющей — первые 9 миллионов клиентов Napster сумела собрать всего за 6 месяцев. (Знаменитой America Online (AOL) на это понадобилось 12 лет!!!)
«NAPSTER ПОТВОРСТВУЕТ ПИРАТСТВУ»
Как и следовало ожидать, 99 % музыки, бесплатно скачиваемой пользователями музыкального сервиса Napster, было защищено копирайтом. Это нарушало авторские права владельцев композиций, поэтому суды стали повседневной реальностью для Napster на протяжении всей истории существования этой компании.
В декабре 1999 года гиганты музыкальной индустрии — Sony, Bertelsmann, Universal, EMI и Warner подали против Napster иск о нарушении авторских прав. Защищающая их права Американская Ассоциация Звукозаписывающей Промышленности — RIAA (Recording Industry Association of America) добивалась запрета деятельности Napster.
Точка зрения RIAA, которую озвучила представляющая ее интересы адвокат Кэри Шерман, категорична: «Napster потворствует пиратству».
В начале мая 2000 года судья Мэрелин Холл Пэтл признала несостоятельным главный аргумент, на котором компания строила свою защиту: дескать, она является всего лишь поставщиком интернет-услуг и, таким образом, не может нести ответственность за действия своих пользователей.
НОВЫЙ ПОВОРОТ
Если бы дело по-прежнему оставалось в руках его создателей, то, вполне возможно, что Napster была бы уже закрыта. Ведь у Феннинга и Паркера не хватало денег на приличных адвокатов.
И вот в июне 2000-го под флаги Napster был призван американский адвокат Дэвид Бойес — один из триумфаторов на процессе Соединенные Штаты против Microsoft, представлявший государственное обвинение. Дэвид Бойес полностью перестроил стратегию защиты Napster, перейдя от пассивного сопротивления к агрессивной обороне. В интервью журналу Wired он весьма убедительно обрисовал перспективы и цели звукозаписывающих компаний в их судебной борьбе против Napster: «Они хотят закрыть эту службу, чтобы присвоить уникальную технологию и предоставлять точно такой же сервис, только под своей маркой».
Один из центральных аргументов Бойеса: пользователи Napster не делают ничего противозаконного. По закону США об аудиозаписи в домашних условиях (принят в 1992 году), каждый американец имеет право копировать песни для личного некоммерческого использования. К примеру, ему не возбраняется переписать содержимое компакт-диска на кассету, чтобы затем слушать в машине. По мнению Бойеса, пользователи Napster целиком защищены вышеупомянутым законом, поскольку копируют файлы для себя, не с целью последующей продажи. (Оппоненты из RIAA считают, что этот закон не распространяется на случаи копирования с помощью компьютеров.)
Бойес также постарался перевести проблему в исторический аспект, представив ее как извечное противостояние старого и нового. Претензии гигантов музыкальной индустрии он объясняет почти бессознательным инстинктом, который уже не в первый раз заставляет их становиться на пути революционных технологий.
Так было, например, в 1908 году, когда представители звукозаписывающих компаний обратились в Верховный суд США с заявлением о нарушении их прав при создании роликов для механических пианино. Или вспомним процесс 1984 года, когда ряд киностудий безуспешно пытались в судебном порядке запретить компании Sony продавать видеомагнитофоны. Во всем этом есть определенная система, утверждает защитник Napster: сначала владельцы авторских прав протестуют против новых технологий, а в результате — как было в случае с киностудиями и видеокассетами — с их помощью получают еще большие прибыли.
Дэвид Бойес оказался прав: желание звукозаписывающих компаний предложить уже существующий сервис Napster под собственной маркой пересилило призрачные надежды на выигрыш в суде. Европейский концерн Bertelsmann AG, опередив своих американских коллег из RIAA, заключил с Napster сепаратный мир.
NAPSTER ОТКЛЮЧЕН…
Перевес был на стороне RIAA. В июле 2001 года судья Мэрелин Пэтл вынесла решение, что файлообменная система Napster должна оставаться отключенной до тех пор, пока не будут представлены доказательства возможности эффективной блокировки распространения пиратских записей.
Работа некогда популярной файлообменной сети была полностью прекращена.
Юристы компании обжаловали это решение в Федеральном апелляционном суде, который удовлетворил их жалобу. Впрочем, Napster хотя и приветствовала решение по своей апелляции, но не сообщила ничего о «включении» бесплатной обменной службы и начала подготовку к премьере подписной (платной) версии своего программного обеспечения.
Звукозаписывающие компании, как и следовало ожидать, оказались недовольны решением по апелляции. По их мнению, очевидно, что Napster не приложила всех усилий для блокировки защищенных песен, как того требует вынесенное ранее судебное решение.
NAPSTER — БАНКРОТ
В июне 2002 года компания Napster приступила к процедуре банкротства. Некогда популярная файлообменная сеть была закрыта решением суда по иску звукозаписывающих компаний. В течение последнего года самостоятельной жизни компания пыталась запустить платный онлайновый музыкальный сервис, однако так и не смогла этого сделать.
Одним из возможных покупателей Napster был медиа-гигант Bertelsmann, который поддерживал Napster финансово еще во время судебного разбирательства с Ассоциацией звукозаписывающих компаний (RIAA). В ходе обсуждения этой сделки в совете директоров Napster между акционерами компании возникли разногласия, и предложение было отклонено. В мае того же года компанию покинули исполнительный директор Конрад Хильберс и технический директор компании Шон Фэннинг. По их мнению, после провала сделки с Bertelsmann у Napster не осталось никаких перспектив.
Учитывая сложившуюся ситуацию, акционеры Napster пошли на попятный и в считанные дни дали согласие на продажу активов компании. После этого Фэннинг и Хильберс согласились вернуться.
Банкротство Napster — это заключительный этап перехода компании под управление Bertelsmann. Согласно законам США, процесс банкротства компании проходит под контролем суда. С компании была снята вся ответственность по задолженностям перед кредиторами, а после завершения процесса банкротства все активы компании планировалось продать Bertelsmann за 8 миллионов долларов. Но суд отказал Bertelsmann и, рассмотрев заявку другого претендента — софтверной компании Roxio, дал согласие на продажу Napster последней.
NAPSTER ВОЗВРАЩАЕТСЯ
С 7 октября 2003 года, Roxio — новый владелец компании Napster начал переводить своих подписчиков (музыкальный сервис Pressplay) на уже работающую платную бета-версию Napster 2.0. Roxio подписала соглашения со всеми пятью крупнейшими звукозаписывающими компаниями (Sony, Bertelsmann, Universal, EMI и Warner) и несколькими независимыми лейблами. Теперь на сайте будет представлен большой каталог музыки — более 500 тысяч композиций, и, кроме того, Napster будет работать как интернет-радиостанция.
Но на этом история противостояния RIAA и Napster не закончилась.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…