5 июня 2003 года Верховный Совет Украины принял Закон «О третейских судах (арбитраже)». Мы решили выяснить у его автора — первого заместителя председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики Николая Онищука — концепцию и основные положения этого нормативного акта.
— Николай Васильевич, каким зарубежным законодательством Вы руководствовались при написании Закона? К какой правовой системе наиболее приближены его нормы?
— При подготовке Закона мы анализировали законодательство Германии, Франции, Чехии, Российской Федерации и старались выбрать оптимальные нормы.
В регулировании общих принципов деятельности третейских судов наш Закон, как и основная часть украинской нормативной базы, наиболее приближен к аналогичному закону России. Но существует и ряд принципиальных отличий, установлены, например, разные основания для легализации решений третейских судов (их обращения к исполнению), субъекты, которые вправе создавать постоянно действующие третейские суды, процедуры регистрации третейских судов и прочее.
— Изначально предполагалось, что на рассмотрение третейских судов будут также передаваться внешнеэкономические споры. Но затем это положение ликвидировали, и сейчас его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж. Есть ли у Вас какие-либо комментарии по этому поводу?
— Наша позиция заключается в том, что конкуренция среди субъектов, компетентных разрешать хозяйственные споры, будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Но представители Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины негативно оценили это положение, ссылаясь на Европейскую конвенцию по рассмотрению коммерческих споров, подписав которую, наше государство обязалось не создавать другие суды при ТПП Украины, кроме МКАС, для разрешения внешнеэкономических споров. В итоге мы решили остановиться на том, что третейским судам будут подведомственны внутригосударственные конфликты.
— Сегодня третейские суды существуют только на бумаге, или уже есть такой суд, который после вступления Закона в силу сразу же сможет приступить к рассмотрению дел?
— На Украине долгое время отсутствовал специальный закон, регламентирующий деятельность третейских судов, однако действующее законодательство (Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы Украины, Закон «Об исполнительном производстве», нормативные акты СССР от 1975 года) фрагментарно предусматривало их существование.
Насколько мне известно, сегодня у нас существует более 10 третейских судов, но обобщение практики их деятельности свидетельствует о том, что они не выполняли свою социальную функцию. Более того, известны отдельные случаи, когда третейские суды использовались как инструмент уклонения от выполнения субъектами хозяйственной деятельности валютных обязательств перед государством. В связи с этим на определенном этапе Президиум Высшего хозяйственного суда Украины принял разъяснение, которым приостановил выдачу приказов на исполнение решений третейских судов.
Кстати, при Национальном комитете Международной торговой палаты создан третейский суд, который готов приступить к работе. Его возглавляет почетный председатель — директор Института государства и права им. В.М. Корецкого Юрий Шемшученко, и кроме того в состав суда входят известные правоведы.
— Положениями Закона предусмотрено, что третейские суды — это некоммерческие организации. Но сегодня зарегистрирован ряд судов как субъекты предпринимательской деятельности. Эти суды подлежат ликвидации?
— Если положения учредительных документов, регламента уже созданного третейского суда противоречат принятому Закону, эти документы подлежат обязательной перерегистрации.
Законом предусмотрено создание двух типов судов: постоянно действующие суды (или камеральные) и суды ad hock. Постоянно действующие суды создаются организациями (их исчерпывающий перечень установлен статьей 8 Закона), которые не ставят перед собой цель — получение прибыли. Эти суды не имеют статуса юридического лица, и об их организации необходимо известить Министерство юстиции с тем, чтобы государство могло регулировать этот процесс.
Суды ad hock создаются для рассмотрения конкретного спора, и извещать об этом Министерство юстиции необходимости нет. Следует отметить, что решения судов ad hock наряду с решениями постоянно действующих третейских судов подлежат обязательному исполнению.
— Как известно, Министерство юстиции не разделяет мнение о том, что исполнение решений третейских судов должно быть обеспечено государственным принуждением в тех случаях, когда проигравшая сторона отказывается от добровольного его исполнения…
— Действительно, государственной исполнительной службе в силу финансовых причин и недостаточных процессуальных возможностей сегодня не под силу эффективное исполнение судебных решений. Поэтому сотрудники Минюста и, в частности, госисполнители обеспокоены тем, что за счет решений третейских судов существенно увеличится общее количество судебных решений, подлежащих принудительному исполнению.
Но, на мой взгляд, такой угрозы не существует. Ведь институт рассмотрения третейских споров исходит из того, что стороны заранее договариваются о передаче возможного спора на рассмотрение определенного третейского суда и добровольно берут на себя обязанность исполнить его решение.
(Беседовала Юлия ВОЛОДИНА, «ЮП»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…