Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 08 декабря 2016 года, 13:52

Генеральный партнер 2016 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Банкротство

№ 23 (285) Банкротствоот 10/06/03 (Тема номера: Банкротство)

Регулирование института банкротства

Сравнительная характеристика законодательств о банкротстве

Светлана Гаврина
«Юридическая практика»

Институт банкротства — обычное понятие для стран, ставших на путь рыночного развития экономики. Должное внимание регулированию отношений в этой сфере уделяют как промышленно развитые, так и развивающиеся страны, в том числе Украина и Россия. Верховным Советом Украины еще в 1992 году был принят Закон «О банкротстве» (с 1999 года — Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», далее — Закон о банкротстве). В Российской Федерации до 2002 года правоотношения в сфере банкротства регулировались Федеральным законом от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)», но в октябре 2002 года был принят новый закон, существенно изменивший концепцию регулирования этих отношений и добавивший множество новелл. На сегодняшний день регулирование отношений, связанных с восстановлением платежеспособности должника или признанием его банкротом, в обоих государствах сходно. Но есть и существенные отличия.

Характеризуя закон России о банкротстве, следует отметить, что он несколько изменил не только концепцию, но и положения, касающиеся процедур банкротства, правового статуса субъектов производства, а также ввел ответственность за соответствующие правонарушения.

РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВВОДИТ ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА

Украинский Закон о банкротстве определяет понятие банкротства как признанную хозяйственным судом несостоятельность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов кроме как путем применения ликвидационной процедуры. Российский закон также дает определение банкротству, но как признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Следует отметить, что нормы Закона Украины о банкротстве распространяются только на должника — субъекта предпринимательской деятельности. В то время как действие закона о банкротстве Российской Федерации распространяется на всех юридических лиц, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций. Законом также указывается на то, что его действие не распространяется на казенные предприятия.

Концептуально оба закона направлены на то, чтобы избежать банкротства должника и, прежде всего, восстановить его платежеспособность. Поэтому до открытия производства по делу о признании должника банкротом законодатели Украины и России обязывают учредителей, участников, собственников имущества юридического лица, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления принимать своевременные меры для предотвращения банкротства предприятия-должника. Украинское законодательство не содержит указания на какие-либо обстоятельства, которые послужили бы должностному лицу руководством к действию. В свою очередь российский закон «О несостоятельности (банкротстве)» обязывает руководителя предприятия своевременно устанавливать признаки банкротства и уведомлять об этом учредителей (участников) должника или собственника имущества унитарного предприятия, а признаками неплатежеспособности юридического лица является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязательства не исполнены в течение трех месяцев со времени истечения даты исполнения. Признаком неплатежеспособности гражданина является и сумма таких обязательств, превышающая стоимость принадлежащего ему имущества.

Процесс, связанный с банкротством, исходя из положений законов о банкротстве двух государств, условно можно разделить на досудебное восстановление платежеспособности должника и непосредственно судебную процедуру банкротства.

СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

Если после применения этих мер должник все же будет неспособен выполнить обязательства перед кредиторами, Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривают применение к должнику судебных процедур банкротства. Но сами процедуры в двух государствах несколько отличаются. Так, согласно российскому закону о банкротстве, к должнику — юридическому лицу применяются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. А к должнику-гражданину — конкурсное производство, мировое соглашение, а также другие предусмотренные законом процедуры. Закон Украины о банкротстве предусматривает применение ко всем должникам таких судебных процедур банкротства, как распоряжение имуществом должника, мировое соглашение, санация (восстановление платежеспособности) должника и ликвидация банкрота.

Судебное производство в делах о банкротстве возбуждается по заявлению должника, кредиторов и уполномоченных государственных органов. На Украине можно возбудить в судебном порядке дело о банкротстве только в случае бесспорного требования кредиторов к должнику, совокупно составляющего не менее трехсот минимальных заработных плат, т.е. 55,5 тыс. грн. Российский же законодатель установил порог таких требований к юридическому лицу в размере 100 тыс. рублей, т.е. 17 тыс. грн, а к гражданину — не менее 10 тыс. рублей, 1,7 тыс. грн.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Как в российском, так и украинском законах предусмотрены случаи, когда должник обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Но в отличие от украинского, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает ответственность лиц, на которых возложена обязанность подачи заявления. Если обстоятельства сложились так, что заявление обязательно должно было быть подано, а должностные лица по каким-либо причинам этого не сделали, то они несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим по истечении месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.

Нормы украинского Закона содержат условия подачи заявления, при которых исключается механическая процедура возбуждения дела о банкротстве должника. В частности, к заявлению кредитор обязан приложить решения судов, которые рассматривали требования кредитора к должнику, копию неоплаченного расчетного документа, по которому осуществляется списание средств со счетов должника, а также другие исполнительные документы, подтверждающие признание должником требований кредиторов. Нынешний вариант закона о банкротстве России также обязывает кредитора подтверждать свои заявленные требования вступившим в силу решением суда. К тому же теперь в России такое заявление может быть подано кредитором не раньше, чем по истечении 30 дней с момента передачи исполнительного листа по своим требованиям судебному приставу-исполнителю.

Процедура проверки требований кредитора. Эта новая процедура предусмотрена законом Российской Федерации о банкротстве и проводится после получения отзыва должника на заявление кредитора. Таким образом, только суд может подтвердить обоснованность требований кредиторов и принять решение о введении следующей процедуры — наблюдения. Если суд установит, что требования кредиторов необоснованны, он отказывает в рассмотрении заявления. Украинский закон не предусматривает аналогичного процессуального этапа.

АРБИТРАЖНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

С целью обеспечения имущественных интересов кредиторов хозяйственный суд согласно закону Украины о банкротстве в определении о возбуждении производства по делу о банкротстве указывает на введение процедуры распоряжения имуществом должника и назначает распорядителя имущества. Распорядитель имущества назначается из числа лиц, зарегистрированных государственным органом по вопросам банкротства как арбитражные управляющие. Правом предложить кандидатуру распорядителя имущества наделены также и кредиторы. Новый российский закон о банкротстве совершенно по-другому определил порядок назначения арбитражного управляющего. Он назначается судом через саморегулируемые организации, порядок образования, статус и полномочия которых определяются в законе о банкротстве. Процедура назначения арбитражного управляющего в России выглядит так: арбитражный суд направляет в саморегулируемую организацию запрос о предоставлении списка из трех кандидатур арбитражных управляющих. После получения такого списка должник и кредитор имеют право сделать отвод по одной кандидатуре. Кандидатура, не получившая отвод, назначается арбитражным судом. Таким образом, согласно новому законодательству о банкротстве, в России арбитражный суд лишен права самостоятельно утверждать кандидатуру арбитражного управляющего.

Процедура финансового оздоровления. Введена новым Федеральным законом о банкротстве и направлена на восстановление платежеспособности должника. В этой процедуре закон наделяет неплатежеспособное лицо правами и обязанностями, определяя его статус как полноправного участника процедуры банкротства. В частности, в России ходатайствовать о введении финансового оздоровления к собранию кредиторов или арбитражному суду в установленном порядке может сам должник по решению учредителей (участников) или уполномоченного лица унитарного предприятия. На этом этапе руководство должником не меняется. По результатам проведения процедуры финансового оздоровления отчет составляется и предоставляется административному управляющему именно должником. А сам административный управляющий только составляет заключение о выполнении плана этой процедуры. По результатам рассмотрения такого заключения суд принимает решение либо об установлении внешнего управления (следующей процедуры банкротства), либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Такая стадия процесса, как финансовое оздоровление, Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не предусмотрена.

Процедура внешнего управления, введенная новым российским законом, соотносится с процедурой санации, регламентируемой законодательством Украины, а процедура конкурсного производства — с процедурой ликвидации банкрота. Но очередность удовлетворения требований кредиторов согласно российскому закону отличается от той, которая установлена в законе Украины. Некоторые отличия приведены в таблице.

Таким образом, становится ясно, что российский закон о банкротстве установил равную защиту государственной и других форм собственности, как это предусмотрено в Конституции.

Отдельно хотелось бы отметить, что Федеральный закон о банкротстве устанавливает ответственность гражданина-должника и органов управления должника. В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества — унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или иным способом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Аналогичных норм, устанавливающих ответственность должностных лиц, Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не содержит.

Напрашивается вывод, что правовое регулирование отношений в области банкротства на Украине и в России имеет как точки соприкосновения, так и существенные отличия, которые со временем могут быть реализованы в законодательной практике.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 23 (285) от 10/06/03 Текущий номер

Банкротство

Государственная практика

Взятка или особый вид благодарности?

Судебная практика

Дисциплинарная ответственность только для адвоката?

Частная практика

Столичный синдром

Как быстро Верховный Совет Украины примет Закон «О Высшем совете правосудия»?

В течение месяца — это чрезвычайно важный документ

В течение полугода — у парламента сейчас другие заботы

ВСЮ может эффективно продолжать работу и без Закона

Прогнозы относительно работы парламента лучше не строить

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • ipstyle
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях

vkfbyoutube

Заказ юридической литературы

Скачать прайс издательства

ПОДПИСКА