Общеизвестные товарные знаки часто используются без разрешения собственников в коммерческих целях. Скопировать элемент популярной торговой марки и использовать его в названии своей продукции — значит сэкономить деньги на рекламе и продвижении нового товара. Ярким примером этого стала реализация на украинском рынке апельсинового напитка «ФАНТАзия», в названии которого присутствовал элемент общеизвестного товарного знака «Фанта».
Компания «Кока-Кола Компани» является всемирно известным производителем безалкогольных напитков. На Украине продукция компании, в том числе и апельсиновый напиток «Фанта», реализуется с 1993 года. Через некоторое время в продаже появился апельсиновый напиток «ФАНТАзия», производимый совместным предприятием (далее — СП) «Логос». Доминирующей частью названия, расположенного в два ряда, было слово «ФАНТА», которое сразу бросалось в глаза покупателям. Только внимательно присмотревшись к этикетке, можно было понять, что это не «Фанта», а логосовская «ФАНТАзия».
Чтобы прекратить такое нарушение своих прав, предприятия «Кока-Кола Компани» (США, штат Делавер) и «Кока-Кола Бевериджиз Украина Лимитед» (Киевская область) в лице своего представителя патентно-юридической фирмы «Дубинский и Ошарова» обратились в Антимонопольный комитет Украины с заявлением о неправомерном использовании СП «Логос» знаков для товаров и услуг «Fanta» и «Фанта». Название производимого СП «Логос» напитка было исполнено в два ряда с доминирующей частью «ФАНТА», написанной большими буквами в первом ряду, и частью «зия», исполненной маленькими буквами во втором ряду. Товарным знаком «ФАНТАзия» был обозначен апельсиновый сок, разлитый в пластиковые прозрачные бутылки, что увеличивало степень сходства продукции украинского и американского субъектов хозяйствования.
По мнению американской компании — собственника товарного знака, дизайн этикетки апельсинового напитка СП «Логос» свидетельствовал о незаконном использовании чужого знака для товаров и услуг. Однако «Логос» не признал своей вины в использовании прав на зарегистрированные на Украине знаки «Fanta» и «Фанта» компанией «Кока-Кола Компани», а подобный дизайн этикетки объяснил удобством чтения и расположения названия напитка на бутылке. Кроме того СП «Логос» решило зарегистрировать знак для товаров и услуг «ФАНТАзия», подав заявку. Изображение знака являлось точной копией этикетки производимого ими апельсинового напитка.
О сходстве названий, приводящих к смешению однородных товаров, свидетельствует сравнительный анализ обозначений, установленный результатами проведенной экспертизы. Согласно ее выводам, словесный элемент «Фанта» в названии «ФАНТАзия» воспринимается как отдельное слово, а элемент «зия», написанный значительно меньшими буквами, не берется во внимание. В силу того, что продукцией обоих производителей является апельсиновый напиток, ориентиром для покупателя служит именно известная часть названия «ФАНТА», с которым ассоциируется соответствующее качество, свойства и вкус продукта.
«Европейское» решение АМКУ
АМКУ пришло к выводу, что действия СП «Логос» противоречат честным обычаям, общепризнанным в предпринимательской деятельности, и квалифицируются как недобросовестная конкуренция (статья 1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»). Кроме того, использование СП «Логос» доминирующего обозначения «Фанта» без разрешения уполномоченного на то лица при изготовлении безалкогольного напитка «ФАНТАзия» могло привести к смешению с деятельностью компании «Кока-Кола Компани», которая имеет приоритет на использование данного товарного знака. Подобные действия являются нарушением статьи 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». Обозначение «Фанта» могло быть использовано только с разрешения собственника знака для товаров и услуг, на основании лицензионного договора.
Учитывая вышесказанное, Антимонопольный комитет Украины принял решение о признании действий совместного украинско-польского предприятия «Логос» недобросовестной конкуренцией и взыскании штрафа в размере 20 тыс. грн.
Комментируя решение АМКУ, представитель компании «Кока-Кола Компани» патентный поверенный Михаил Дубинский отметил следующее:
«Решение АМКУ полностью соответствует международной практике признания действий субъектов хозяйствования недобросовестной конкуренцией. Решение интересно не только тем, что соответствует нормам международных конвенций, а и предоставлением защиты общеизвестному товарному знаку «Фанта». В любой цивилизованной стране такая имитация товарного знака была бы безоговорочно признана нарушением. Однако на Украине по причине отсутствия достаточного опыта решения споров с применением норм конкурентного законодательства не столь часто выносятся решения в пользу того или иного общеизвестного знака».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…